Во 2/пол. 15 в. Московское государство значительно усиливается и постепенно присоединяет к себе Ярославское, Ростовское, Рязанское, Тверское княжества, Новгород и Псков. В 1480 г. Московская Русь окончательно освобождается от моноголо-татарского ига и в 1550-гг. присоединяет Казанское и Астраханское ханства с землями по всему течению Волги. Границы России доходят до Приуралья.
Изменяется и общественно-политическая система страны - она приобретает черты единого централизованного государства, во главе с полновластным наследственным монархом. Центральная власть воздействует на все сферы жизни страны - военную, судебную, культурную и др.
Возникает идея «Москва - третий Рим», утверждавшая преемственность власти московских князей от византийских императоров и призванная укрепить самодержавие. Объединение всех северо-восточных русских земель в рамках единого государства обусловило широкую строительную деятельность. Особое внимание было уделено Москве, в которую привлекались многочисленные мастера из других городов.
При Иване 3 в 1485-1516 гг. возводятся новые кирпичные стены московского Кремля
. Работами руководили итальянские мастера Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз. Иван 3 стремился использовать новейшие европейские фортификационные достижения, но в основе всего ансамбля стен и башен - исконно русские традиции. Строители почти в целости сохранили расположение стен, возведённых при Д.Донском, а также сохранили и центр Кремля с группой соборов и княжеским дворцом. Воздвигнутый из кирпича Кремль стал более величественным и торжественным. Стены и башни стали выше и представительнее (шатры башен были возведены в 17 в.). В к. 15 в. Кремль занимал площадь 27 га, имел форму треугольника. Высота стен составляла от 6 до 17 м., толщина - от 3 до 5 м. Углы и стены укреплялись 18 башнями, несколько выступающими из толщи стен. Расстояние между башнями было обусловлено дальностью фланкирующего огня с 2 соседних башен.
Основным высотным акцентом Кремля стал столп Ивана Великого
- колокольня, высотой 81 м, с высоты которой можно увидеть окрестности на 24-30 км. Первые этажи были построены в 1505-1508 гг. архитектором Бон Фрязиным. В 1600 г., предположительно под руководством Фёдора Коня были достроены остальные этажи. Внутренняя лестница башни насчитывает 329 ступенек, а пирамидальный фундамент колокольни имеет глубину почти 10 м. Колокольня считается шедевром архитектуры Московской Руси 16 в. Рядом с колокольней Ивана Великого расположена Успенская звонница и Филаретова пристройка.
Успенский собор -
центральное сооружение Кремля. Его возведение начали ещё в 1472 г. московские зодчие Мышкин и Кривцов, но почти готовое здание рухнуло. Псковские мастера от возведения собора отказались, тогда Иван III пригласил архитектора и инженера Аристотеля Фиорованти из Болоньи.
![]() |
Успенский собор |
Благовещенский собор хорошо гармонирует с Грановитой палатой , которая была построена Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным в 1487-1491 гг. Двухэтажное здание состояло из двух помещений: сеней-вестибюля и парадного зала на 2 этаже. Парадный зал имел площадь ок. 500 м2 и был самым большим в то время залом в Московской Руси. Он был перекрыт системой из 4 крестовых сводов, опирающихся на мощный квадратный столб в центре. Стены и своды Грановитой палаты были расписаны фресками, белокаменный пол покрыт плоской резьбой. Вдоль стен стояли скамьи, в правом углу от входа - трон Великого князя. Своё название Грановитая палата получила от гранёного руста, которым облицована её восточная часть.
Третий собор, определяющий ансамбль Кремля - Архангельский (Архангела Михаила), был возведён Алевизом Новым в 1505-1508 гг. В его основе лежит традиционная композиция характерная для древнерусского храма имеющего кубическую форму, увенчанного пятью куполами. Алевиз, в оформлении фасадов, использовал ренессансные детали, которые органично сочетаются с исконно русскими формами. Собор имеет ярко выраженным поэтажным членением фасадов карнизами, вместо лопаток использованы коринфские пилястры. Закомары украсились раковинами, излюбленным мотивом в венецианской архитектуре, и получили декоративную функцию.
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ В XIVXVII ВЕКАХ Русь в 14 веке Западные земли были захвачены Литвой. Огромное значение в тот период играли монастыри, ставшие не только оборонительными, но и хозяйственными центрами. Вокруг монастырей и новых городов шло объединение земель и ряд центров стал бороться за первенство. Острейшая борьба в н. 14 века развернулась между Москвой и Тверью. В 1273 г. сын Невского Даниил стал первым самостоятельным князем Москвы. При нем к Москве были присоединены Коломна и Переяславль.
Москва впервые упоминается в летописи 1147 года. Древний Кремль Юрия Долгорукого занимал меньше половины нынешнего Кремля. При Иване Калите (13041340) старые деревянные стены Кремля были заменены дубовыми… А.Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите.
… а его внук Дмитрий Донской (13501389) возвёл на месте деревянного белокаменный Кремль. Московский Кремль при Дмитрии Донском. А.Васнецов.
К концу XV века Русь освободилась от ига Золотой орды. Московское княжество объединило многие русские земли. Москва стала его столицей. Ивану III (14401505) нужна была новая резиденция. Ею стал Московский Кремль. СвятоТроицкая Сергиева лавра под Москвой.
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ «Как смотрит миллиардом глаз на солнце вся земля Так думы лучшие людей теснятся у Кремля». По приглашению Ивана III в Москву съехались мастера из Пскова, Твери, Ростова, но руководили работами итальянцы – «фрязины». Строительство началось в 1485г. Белые стены обложили красным кирпичом, На стены добавили зубцы и кровлю, В составе Кремля стало 18 башен в несколько этажей, угловые – круглые (3), проездные (их 6) со стрельницами (сохранилась только одна – Кутафья). Кремль окружал ров (35 м ширина, 12 глубина) уже в следующем веке утратил своё оборонное значение
Сооружения Кремля
У Московского Кремля 20 башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни есть своё имя и своя история.
Успенский собор Собор строился почти пять лет (14751479). Руководил его возведением итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти. В качестве образца при строительстве был взят Успенский собор в городе Владимире. В этом соборе венчались на царство русские князья и цари.
Благовещенский собор Собор был построен неизвестными псковскими мастерами в 14841489 гг. на месте одноименного собора второй половины 14 в. Свое окончательное завершение собор получил в 15601570 гг. при Иване Грозном. Храм служил в качестве домовой церкви великих князей.
Архангельский собор Руководил его постройкой (15051508) итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый, выходец из Венеции. В соборе хоронили правителей московского государства, царей, их сыновей. Всего в соборе 55 надгробий.
Колокольня Ивана Великого и Церковь Вознесения Была построена в 15051508гг. Расположена на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь. После надстройки до высоты 81 м в1600 г. являлась самым высоким зданием Москвы до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола. В старину у колокольни читали царские указы- громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили.
Грановитая Палата Была построена итальянскими зодчими Марком Фрязиным и Пьером Антонио Солари в 14871491 гг.
Заказчик: вел. кн. Иван III Материал: кирпич, белокаменная облицовка Функция:парадный зал княжеского дворца Описание: одностолпная палата, квадратная в плане, перекрытая четырьмя крестовыми сводами. т т а а, к к в в а а д д р р а а т т н н а а я я в в п п л л а а н н е е, п п е е р р е е к к р р ы ы т т а а я я ч ч е е т т ы ы р р ь ь м м я я к к Палата входила в ансамбль великокняжеского дворца, соединяясь с ним открытыми переходами. Особенность ризалит (грани каменной кладки) на фасаде
Покровский Собор или Храм Василия Блаженного (15551561) Архитектор: Барма Постник Заказчик:Иван Грозный Материал: кирпич, белый камень, поливная керамика Семантика: обетный храм в честь взятия Казани Тип: ансамбль шатровой (и восьми столпообразных церквей; центральный объем шатровый храм.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XVI ВЕКА В этом веке, особенно в его второй половине: 1) рушатся иконографические каноны; 2) достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей в архитектуре; 3) происходит сближение культового и гражданского строительства, которое приобретает невиданный размах; 4) идет процесс «обмирщения» искусства, то есть освобождения от церковного влияния. В XVI веке Москва приобретает ведущее значение не только во всей русской культуре (в архитектуре, иконописи, в декоративноприкладном искусстве). Ведущее положение Москва сохраняет за собой до начала XVIII века, когда столица переносится в Петербург. В мастерских Московского Кремля в XVIXVII вв. работали лучшие мастера, приглашенные со всех концов России и из за границы.
В далёком 1147 году князь Киевский и Ростово-Суздальский Юрий Долгорукий основал Москву. Город был обнесён деревянными стенами - так началось строительство Кремля, будущей главной достопримечательности Москвы. Также вокруг стены был построен вал высотой в 8 метров.
К сожалению, Московский Кремль вместе с самим городом просуществовали недолго - уже зимой 1237 года хан Батый разграбил сжёг все деревянные постройки.
Но Москва отстраивается заново, и вместе с ней - и её крепость. Иван Калита в 1339-1340 годах возводит мощные оборонительные укрепления, а в самом Кремле строит белокаменные соборы, палаты князей и собственные хоромы. Москва становится главным городом среди других русских городов.
Через 20 лет князь Дмитрий Донской обносит крепость белокаменными стенами. Отсюда и пошло знаменитое выражение - «Москва белокаменная».
К началу XVI века Кремль прямо не узнать - князь Иван III заложил основы нового Кремля - построил знаменитые башни, возвёл Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. Наконец, он построил себе новые великолепные палаты. Благодаря усилиям русских и итальянских рабочих в Европе появилась самая грозная и мощная крепость - Московский Кремль. Кроме того, он был не белокаменным - Иван IVГрозный построил кирпичные стены, сделав Кремль знаменитого красного цвета.
Во время Смуты история Москвы, а вместе с ней и история Кремля, могла и закончиться. Город захватили поляки и забаррикадировались в Кремле.Царская казна была разорена, постройки сожжены, а храмы осквернены.
Но врага выгнали, а Кремль опять начал строиться заново. К XVII веку он стал местом, где заседали цари и будущие императоры, а к XVIIIвеку в него добавили европейских идей. В Кремле были возвезедены Зимний Дворец, Оружейная Палата, здание Апартаментов, которые образовали новую Дворцовую Площадь. И хоть столица России была перенесена в Санкт-Петербург, Московский Кремль всё равно оставался чуть ли не главной достопримечательностью страны.
В 1917 году грянул гром - Великая Октябрьская Революция захватила Россию. Первое Советское правительство заседало в Кремле, и он был закрыт для свободного посещения. Монастыри были снесены, а на их месте построили новое здание - Военную школу.
С началом Великой Отечественной Войны Кремль скрылся со всех карт и радаров противника -главную крепость страны скрыли с помощью огромных щитов, звёзды были выключены, а всё сооружение покрыли тёмной краской. Лишь спустя 4 года он вновь засияет своими огнями.
Через 10 лет, в 1955 году, Кремль снова откроют для визита. Ещё через 6 лет там построят Государственный Кремлёвский дворец. А в 1991 году - музей-заповедник «Московский Кремль».
Сегодня Кремль вместе с Красной Площадью - главные места для посещения туристами. Кроме того, в нём работает и живёт Президент РФ.
Кремль - не уникальное сооружение, почти в каждом городе есть свой Кремль, ведь это слово означает «крепость, город». Новгородский, Псковский, Казанский и множество других. Но именно Московский Кремль стал символом России и одним из самых живописных и красочных сооружений в её истории.
В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.
25 декабря
территория Московского Кремля закрыта для посещения. Оружейная палата работает в обычном режиме. Проход посетителей осуществляется через Боровицкие ворота Московского Кремля.
31 декабря с 16:00, 1 января до 12:00
территория Московского Кремля и Оружейная палата закрыты для посещения.
С 1 октября по 14 мая
Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00, Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:30. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.
С 1 октября по 14 мая
экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.
С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.
Приносим извинения за доставленные неудобства.