Архитектура Московского Кремля. История создания и описание Московского Кремля

Во 2/пол. 15 в. Московское государство значительно усиливается и постепенно присоединяет к себе Ярославское, Ростовское, Рязанское, Тверское княжества, Новгород и Псков. В 1480 г. Московская Русь окончательно освобождается от моноголо-татарского ига и в 1550-гг. присоединяет Казанское и Астраханское ханства с землями по всему течению Волги. Границы России доходят до Приуралья.
Изменяется и общественно-политическая система страны - она приобретает черты единого централизованного государства, во главе с полновластным наследственным монархом. Центральная власть воздействует на все сферы жизни страны - военную, судебную, культурную и др.
Возникает идея «Москва - третий Рим», утверждавшая преемственность власти московских князей от византийских императоров и призванная укрепить самодержавие. Объединение всех северо-восточных русских земель в рамках единого государства обусловило широкую строительную деятельность. Особое внимание было уделено Москве, в которую привлекались многочисленные мастера из других городов.

При Иване 3 в 1485-1516 гг. возводятся новые кирпичные стены московского Кремля . Работами руководили итальянские мастера Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз. Иван 3 стремился использовать новейшие европейские фортификационные достижения, но в основе всего ансамбля стен и башен - исконно русские традиции. Строители почти в целости сохранили расположение стен, возведённых при Д.Донском, а также сохранили и центр Кремля с группой соборов и княжеским дворцом. Воздвигнутый из кирпича Кремль стал более величественным и торжественным. Стены и башни стали выше и представительнее (шатры башен были возведены в 17 в.). В к. 15 в. Кремль занимал площадь 27 га, имел форму треугольника. Высота стен составляла от 6 до 17 м., толщина - от 3 до 5 м. Углы и стены укреплялись 18 башнями, несколько выступающими из толщи стен. Расстояние между башнями было обусловлено дальностью фланкирующего огня с 2 соседних башен.
Основным высотным акцентом Кремля стал столп Ивана Великого - колокольня, высотой 81 м, с высоты которой можно увидеть окрестности на 24-30 км. Первые этажи были построены в 1505-1508 гг. архитектором Бон Фрязиным. В 1600 г., предположительно под руководством Фёдора Коня были достроены остальные этажи. Внутренняя лестница башни насчитывает 329 ступенек, а пирамидальный фундамент колокольни имеет глубину почти 10 м. Колокольня считается шедевром архитектуры Московской Руси 16 в. Рядом с колокольней Ивана Великого расположена Успенская звонница и Филаретова пристройка.
Успенский собор - центральное сооружение Кремля. Его возведение начали ещё в 1472 г. московские зодчие Мышкин и Кривцов, но почти готовое здание рухнуло. Псковские мастера от возведения собора отказались, тогда Иван III пригласил архитектора и инженера Аристотеля Фиорованти из Болоньи.

Успенский собор
Фиорованти за образец взял Успенский собор во Владимире, существенно переработав и изменив прототип. Построенный им 5-купольный белокаменный храм с пятью апсидами отличает ясность и большая чёткость членений. В основу композиции фасада положены пропорции золотого сечения. Не глядя на большие размеры, собор компактен. Мощное пятиглавие Успенского собора становиться примером для русских храмов 16-17 вв. Разделённое на три нефа внутреннее пространство собора, отличается большим единством и просторностью благодаря относительной тонкости столбов, а также небольшой толщине стен. Неподалеку от Успенского собора псковскими мастерами был сооружён Благовещенский собор (1484 - 1489). Он производит праздничное впечатление благодаря 9 позолоченным главам-луковицам, обилию декоративных деталей (аркатурный фриз апсид, украшения окон и барабанов куполов), а также причудливому ритму килевидных завершений фасадов. Над росписями Благовещенского собора работали А.Рублёв и Ф.Грек, они же создали и некоторые иконы его иконостаса.
Благовещенский собор хорошо гармонирует с Грановитой палатой , которая была построена Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным в 1487-1491 гг. Двухэтажное здание состояло из двух помещений: сеней-вестибюля и парадного зала на 2 этаже. Парадный зал имел площадь ок. 500 м2 и был самым большим в то время залом в Московской Руси. Он был перекрыт системой из 4 крестовых сводов, опирающихся на мощный квадратный столб в центре. Стены и своды Грановитой палаты были расписаны фресками, белокаменный пол покрыт плоской резьбой. Вдоль стен стояли скамьи, в правом углу от входа - трон Великого князя. Своё название Грановитая палата получила от гранёного руста, которым облицована её восточная часть.
Третий собор, определяющий ансамбль Кремля - Архангельский (Архангела Михаила), был возведён Алевизом Новым в 1505-1508 гг. В его основе лежит традиционная композиция характерная для древнерусского храма имеющего кубическую форму, увенчанного пятью куполами. Алевиз, в оформлении фасадов, использовал ренессансные детали, которые органично сочетаются с исконно русскими формами. Собор имеет ярко выраженным поэтажным членением фасадов карнизами, вместо лопаток использованы коринфские пилястры. Закомары украсились раковинами, излюбленным мотивом в венецианской архитектуре, и получили декоративную функцию.

АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ В XIV­XVII ВЕКАХ Русь в 14 веке Западные земли были захвачены Литвой. Огромное значение в тот период играли монастыри, ставшие не только оборонительными, но и хозяйственными центрами. Вокруг монастырей и новых городов шло объединение земель и ряд центров стал бороться за первенство. Острейшая борьба в н. 14 века развернулась между Москвой и Тверью. В 1273 г. сын Невского ­ Даниил стал первым самостоятельным князем Москвы. При нем к Москве были присоединены Коломна и Переяславль.

Москва впервые упоминается в летописи 1147 года. Древний Кремль Юрия Долгорукого занимал меньше половины нынешнего Кремля. При Иване Калите (1304­1340) старые деревянные стены Кремля были заменены дубовыми… А.Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите.

… а его внук Дмитрий Донской (1350­1389) возвёл на месте деревянного белокаменный Кремль. Московский Кремль при Дмитрии Донском. А.Васнецов.

К концу XV века Русь освободилась от ига Золотой орды. Московское княжество объединило многие русские земли. Москва стала его столицей. Ивану III (1440­1505) нужна была новая резиденция. Ею стал Московский Кремль. Свято­Троицкая Сергиева лавра под Москвой.

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ «Как смотрит миллиардом глаз на солнце вся земля Так думы лучшие людей теснятся у Кремля». По приглашению Ивана III в Москву съехались мастера из Пскова, Твери, Ростова, но руководили работами итальянцы – «фрязины». Строительство началось в 1485г. ­Белые стены обложили красным кирпичом, ­На стены добавили зубцы и кровлю, ­В составе Кремля стало 18 башен в несколько этажей, угловые – круглые (3), проездные (их 6) со стрельницами (сохранилась только одна – Кутафья). ­Кремль окружал ров (35 м ширина, 12 глубина) ­ уже в следующем веке утратил своё оборонное значение

Сооружения Кремля

У Московского Кремля 20 башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни есть своё имя и своя история.

Успенский собор Собор строился почти пять лет (1475­1479). Руководил его возведением итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти. В качестве образца при строительстве был взят Успенский собор в городе Владимире. В этом соборе венчались на царство русские князья и цари.

Благовещенский собор Собор был построен неизвестными псковскими мастерами в 1484­1489 гг. на месте одноименного собора второй половины 14 в. Свое окончательное завершение собор получил в 1560­1570 гг. при Иване Грозном. Храм служил в качестве домовой церкви великих князей.

Архангельский собор Руководил его постройкой (1505­1508) итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый, выходец из Венеции. В соборе хоронили правителей московского государства, царей, их сыновей. Всего в соборе 55 надгробий.

Колокольня Ивана Великого и Церковь Вознесения Была построена в 1505­1508гг. Расположена на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь. После надстройки до высоты 81 м в1600 г. являлась самым высоким зданием Москвы до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола. В старину у колокольни читали царские указы- громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили.

Грановитая Палата Была построена итальянскими зодчими Марком Фрязиным и Пьером Антонио Солари в 1487­1491 гг.

Заказчик: вел. кн. Иван III Материал: кирпич, белокаменная облицовка Функция:парадный зал княжеского дворца Описание: одностолпная палата, квадратная в плане, перекрытая четырьмя крестовыми сводами. т т а а, к к в в а а д д р р а а т т н н а а я я в в п п л л а а н н е е, п п е е р р е е к к р р ы ы т т а а я я ч ч е е т т ы ы р р ь ь м м я я к к Палата входила в ансамбль великокняжеского дворца, соединяясь с ним открытыми переходами. Особенность ­ ризалит (грани каменной кладки) на фасаде

Покровский Собор или Храм Василия Блаженного (1555­1561) Архитектор: Барма Постник Заказчик:Иван Грозный Материал: кирпич, белый камень, поливная керамика Семантика: обетный храм в честь взятия Казани Тип: ансамбль шатровой (и восьми столпообразных церквей; центральный объем ­ шатровый храм.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XVI ВЕКА В этом веке, особенно в его второй половине: 1) рушатся иконографические каноны; 2) достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей в архитектуре; 3) происходит сближение культового и гражданского строительства, которое приобретает невиданный размах; 4) идет процесс «обмирщения» искусства, то есть освобождения от церковного влияния. В XVI веке Москва приобретает ведущее значение не только во всей русской культуре (в архитектуре, иконописи, в декоративно­прикладном искусстве). Ведущее положение Москва сохраняет за собой до начала XVIII века, когда столица переносится в Петербург. В мастерских Московского Кремля в XVI­XVII вв. работали лучшие мастера, приглашенные со всех концов России и из­ за границы.

В далёком 1147 году князь Киевский и Ростово-Суздальский Юрий Долгорукий основал Москву. Город был обнесён деревянными стенами - так началось строительство Кремля, будущей главной достопримечательности Москвы. Также вокруг стены был построен вал высотой в 8 метров.

К сожалению, Московский Кремль вместе с самим городом просуществовали недолго - уже зимой 1237 года хан Батый разграбил сжёг все деревянные постройки.

Но Москва отстраивается заново, и вместе с ней - и её крепость. Иван Калита в 1339-1340 годах возводит мощные оборонительные укрепления, а в самом Кремле строит белокаменные соборы, палаты князей и собственные хоромы. Москва становится главным городом среди других русских городов.

Через 20 лет князь Дмитрий Донской обносит крепость белокаменными стенами. Отсюда и пошло знаменитое выражение - «Москва белокаменная».

К началу XVI века Кремль прямо не узнать - князь Иван III заложил основы нового Кремля - построил знаменитые башни, возвёл Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. Наконец, он построил себе новые великолепные палаты. Благодаря усилиям русских и итальянских рабочих в Европе появилась самая грозная и мощная крепость - Московский Кремль. Кроме того, он был не белокаменным - Иван IVГрозный построил кирпичные стены, сделав Кремль знаменитого красного цвета.

Во время Смуты история Москвы, а вместе с ней и история Кремля, могла и закончиться. Город захватили поляки и забаррикадировались в Кремле.Царская казна была разорена, постройки сожжены, а храмы осквернены.

Но врага выгнали, а Кремль опять начал строиться заново. К XVII веку он стал местом, где заседали цари и будущие императоры, а к XVIIIвеку в него добавили европейских идей. В Кремле были возвезедены Зимний Дворец, Оружейная Палата, здание Апартаментов, которые образовали новую Дворцовую Площадь. И хоть столица России была перенесена в Санкт-Петербург, Московский Кремль всё равно оставался чуть ли не главной достопримечательностью страны.

В 1917 году грянул гром - Великая Октябрьская Революция захватила Россию. Первое Советское правительство заседало в Кремле, и он был закрыт для свободного посещения. Монастыри были снесены, а на их месте построили новое здание - Военную школу.

С началом Великой Отечественной Войны Кремль скрылся со всех карт и радаров противника -главную крепость страны скрыли с помощью огромных щитов, звёзды были выключены, а всё сооружение покрыли тёмной краской. Лишь спустя 4 года он вновь засияет своими огнями.

Через 10 лет, в 1955 году, Кремль снова откроют для визита. Ещё через 6 лет там построят Государственный Кремлёвский дворец. А в 1991 году - музей-заповедник «Московский Кремль».

Сегодня Кремль вместе с Красной Площадью - главные места для посещения туристами. Кроме того, в нём работает и живёт Президент РФ.

Кремль - не уникальное сооружение, почти в каждом городе есть свой Кремль, ведь это слово означает «крепость, город». Новгородский, Псковский, Казанский и множество других. Но именно Московский Кремль стал символом России и одним из самых живописных и красочных сооружений в её истории.

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

25 декабря

территория Московского Кремля закрыта для посещения. Оружейная палата работает в обычном режиме. Проход посетителей осуществляется через Боровицкие ворота Московского Кремля.

31 декабря с 16:00, 1 января до 12:00

территория Московского Кремля и Оружейная палата закрыты для посещения.

С 1 октября по 14 мая

Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00, Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:30. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 14 мая

экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.